Советы при воспитании ребенка

Если ребенок не понимает учебного материала, допускает ошибки при выполнении самостоятельных учебных заданий, не умеет начать и последовательно вести работу над заучиванием текстов, выполнением рисунков и т.д., не спешите объяснять это отсутствием способностей, плохой сообразительностью или плохой памятью. Нередко в основе этих распространенных школьных проблем лежатьнедоликы внимания. Люди, обладающие исключительной памятью, тоже могут быть невнимательными. Чтобы избежать рассеянности, необходимо каждый раз думать, что делаешь. Вот здесь и становится понятным, что без дополнительных приемов не обойтись.
 
Например, могут помочь сознательные ассоциации или использования всевозможных "подсказок" (зрительных, слуховых и т. Д.). Будильник - замечательный помощник, если нужно вспомнить о времени, предназначенный или отведенное для какого-то дела. Рядом с будильником лучше положить маленькую записку, чтобы не отключить его чисто механически.
 
Еще один способ - положить перед глазами какой-нибудь предмет-подсказку. Если во время приготовления пищи нельзя забыть о белье, оставленную в стиральной машине, можно положить на кухонный стол коробку стирального порошка. Увидев ложку или порошок, вы или ребенок автоматически вспомните, для чего оставалась эта подсказка. Подсказки необходимо класть на такие места, где бы они были непременно замечено. Привычка очень быстро вписаться в привычную обстановку. Поэтому нужно менять подсказки или места их расположения, иначе через некоторое время ты перестанешь их замечать даже у себя под носом.
 
Весьма практичным оказывается для рассеянной ребенка, и для взрослого, завести записную книжку чтобы делать в нем пометки.
 
Как найти мнение, что выскользнула:
 
- Если вы в этот момент что-то читали, перечитать предыдущую страницу;
 
- Если куда-то шли, вернуться немного назад или мысленно воспроизвести только что пройденный путь;
 
- Если продолжается оживленная беседа, проследить цепь предыдущих реплик, воссоздать мысленно ход беседы, четко вспомнить, кто что сказал, восстановить таким образом последовательность мыслей, и тому подобное.
 
Если память тебе изменяет, не стоит раздражаться: нужно расслабиться и поискать подсказку. Борьбу с невнимательностью следует начинать с твердого намерения обращать внимание на все.
 
Первый принцип - пауза. Прежде чем идти куда угодно, необходимо на мгновение остановиться и задать себе главные вопросы: "Куда я иду? Что мне нужно? "
 
Второй принцип -умение сосредоточиться на настоящем моменте. Это умение позволит стать более собранным.
 
Третий принцип - предсказания. Во время работы можно избежать отвлекающих моментов, если правильно организовать свое рабочее место.
 
Четвертый принцип - немедленное действие. Действовать лучше сразу, как только на ум пришла та или иная мысль. Если не откладывать на потом множество мелочей, которые легко выскакивают из памяти, неприятных последствий рассеянности можно избежать.
 
Делайте все возможное, чтобы ваш школьник мог определить задачи во всем объеме, чтобы оно воплотилось для него в конкретных формах, предметах. Надо выучить стихотворение про утро - поднимите его на рассвете и устройте маленькую прогулку; задали стихотворения о зиме - смело отправляйтесь в парк или пролистайте семейный альбом с зимними фотографиями. Помните, что 6-7 летний ребенок - это "глаза, руки и язык": "увидел и потрогал"!
 
При составлении и чтении какой - либо литературы, существует такое понятие как "избыточность информации". Она для каждого читателя разная и зависит от его знаний по той теме, которая освещается в конкретном тексте. Тематические словари, справочники и энциклопедии дадут начальные основные сведения по теме, которая характеризуется информационной избыточностью. Если необходимо ознакомиться с той или иной области знаний, лучше начинать с справочников, словарей, энциклопедий, затем перейти к научно - популярной, учебной литературы. Например, первые биологические или географические познания ребенок должен получать из детских энциклопедий и журналов, и только после этого ей станут доступны научно-популярные статьи и учебники.
 
Механический способ запоминания
 
Механический способ иногда называют зубрежкой. Поскольку ребенок еще не обладает какими-то специальными приемами запоминания, то она применяет единственный имеющийся в его опыте способ - запоминание путем многократных повторений. Часто случается так, что этот способ остается единственным в распоряжении ребенка.
 
Поскольку в 1-3 классах материала для запоминания не очень много, то этот способ запоминания обычно приносит успех и поэтому не вызывает беспокойства у родителей. Привычка пользоваться механическим способом запоминания скажется позже: когда в средних классах объем материала начнет расти и сам материал усложнится, тогда станет невозможным запомнить его путем механического заучивания. В результате отличник может "скатиться", что нередко сопровождается перегрузками и стрессовыми состояниями, вплоть до полной потери интереса к учебе. Вот почему очень важно уже с первого класса обратить внимание на то, какими приемами пользуется ребенок при запоминания, и вовремя ознакомить его с новыми, более совершенными методами.
 
И все же заучивать наизусть надо! Ученые все больше склоняются к тому, что в умеренных количествах элементарное зубрежки крайне необходимо. И противопоставлять логику мышления тренировке памяти современная наука о мозге не рекомендует. Кроме функции накопления знаний, это нужно просто для здоровся мозга: заучивание материала - хорошая гимнастика для него. Состояние памяти человека, его активность сейчас прямо связываются с ее долголетием. Чем лучше, более тренированный память у человека, тем, считается, дольше она сможет прожить.
 
Как запоминать тексты.
 
Следующие рекомендации в первую очередь пригодятся учащимся 3-4 классов (когда дети начинают самостоятельно читать дополнительные тексты значительного объема).
 
1. Учитывать различные свойства внимания
 
Отвлечения внимания утомление, необходимость в ее переключении наступают через 15 -20 минут после начала работы. Для снятия усталости ребенку надо отвлечься. При этом желательно прикрыть ладонью глаза и посидеть так несколько секунд. Затем сделать движение головой влево, вправо, вперед и назад. Расслабившись и отдохнув ребенок сможет полноценно включиться в процесс чтения.
 
2. Чередовать чтения с осмыслением
 
После того как он прочитал несколько страниц, важно остановиться, попытаться вместе осмыслить прочитанное, сделать необходимые выписки, отметить все важное, интересное или необычное. Такого рода переключение способствует сохранению длительной устойчивости внимания.
 
3. Использовать препятствия - стимуляторы
 
Помехи - стимуляторы, как известно, могут помочь процессу чтения. Непроизвольное внимание поддерживается не только силой и неожиданностью действия, но и его красочностью, новизной, необычностью.
 
4. Делать отметки в тексте
 
При чтении можно делать свои личные отметки в тексте. Возможно, ребенку понадобятся карандаш или линейка, чтобы задать необходимые темп при чтении. Если какая-то фраза или предложение непонятные, лучше остановиться, вдуматься, попытаться изложить только прочитанную мысль своими словами.
 
5. Читать с разной скоростью, эмоционально
 
Научит ребенка не быть равнодушным к тому, что она читает. Пусть возмущается, если ее что-то возмутило в книге, пусть радуется прекрасному, пусть плачет и смеется! Это поддерживает внимание, ведет к хорошему усвоению прочитанного материала. А еще замечено, что монотонное чтение с постоянной скоростью утомляет и усыпляет.
 
Чтобы лучше запомнить материал, желательно прочитать или пересказать его кому-нибудь из домочадцев. Прочитать текст два раза в разном ритме - быстро и медленно. Там, где это возможно, передавать эмоциональную окраску опасного.
 
Уважаемые родители, воспитывайте детей так, чтобы в один прекрасный день услышать:
 
Благодарю вас за то, что давали мне честные ответы на трудные вопросы.
 
Благодарю вас за то, что вы всегда с пониманием относились к моему желанию быть независимым и давали мне свободу.
 
Благодарю вас за то, что вы позволяли мне делать ошибки.
 
Благодарю вас за то, что вы всегда так доброжелательно относились к моим друзьям.
 
Благодарю вас за то, что вы никогда не напоминали мне о моих ошибках.
 
Благодарю вас за то, что вы прощали мои грубые и оскорбительные слова и замечания.
 
Благодарю вас за то, что пытались давать мне больше безусловной родительской любви, чем денег.
 
Благодарю вас за то, что вы научили меня уважать авторитет других людей, ценить откровенность.
 
Благодарю вас за то, что вы выступали против моих ошибочных и неприятных поступков, никогда не соглашаясь с ними.